
Проект TheatreHD: октябрь
26.09.2025
Приобщаемся к высокому искусству: что можно посмотреть в октябре в рамках проекта TheatreHD
В октябре в кинотеатре «Центральный» всех любителей искусства в рамках проекта TheatreHD ожидает яркая и насыщенная программа, которую нельзя пропустить:
04.10. Опера «ОПЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РОССИНИ: ОТЕЛЛО» (SUB)
Шекспир не был основным источником либреттиста Франческо Марии Берио, и в первых двух актах мало что указывает на что-то, выходящее за рамки обычных тропов оперы seria: тайный брак, суровый отец, коварные соперники. Даже ключевой шекспировский платок заменён любовным письмом. Только в третьем акте, с ивовой песней Дездемоны, наконец узнаёшь Барда. Декорации Тициано Санти и костюмы Урсулы Патцак предлагают условно современную обстановку для вечной трагедии, а пара видеопанелей изображает сокровенные мысли персонажей.
Мужское насилие над женщинами – центральное послание режиссёра Розетты Кукки: мы становимся свидетелями физического нападения Яго на Эмилию, пощечины Эльмиро, когда его дочь Дездемона отказывается выходить замуж за Родриго, вспышки гнева Отелло, когда тот узнаёт о мнимой неверности жены.
07.10. Спектакль «GLOBE: ВСЕ ХОРОШО, ЧТО ХОРОШО КОНЧАЕТСЯ» (SUB)
Талантливая, образованная, хорошо воспитанная красавица-сирота, да еще и влюбленная в тебя по уши, – казалось бы, о какой еще жене может мечтать мужчина? Но для того, чтобы осознать, какое сокровище подбросила ему судьба в лице Елены, молодому аристократу Бертраму предстоит пройти непростой путь от чванливого сумасброда до мудрого и нежного мужа, для которого сословные предрассудки уже не будут иметь ровно никакого значения.
На этой пьесе Шекспира словно лежит отсвет недавно написанного «Гамлета», но, что неожиданно, здешним «принцем» оказывается девушка, причем совсем не благородных кровей. Первые же слова Елены о великом горе от потери отца поразительно похожи на первый монолог Гамлета, а речь графини Руссильонской к отправляющемуся на войну сыну Бертраму – на поучения Полония Лаэрту.
12.10. Балет «ЭГОН ШИЛЕ. АВТОПОРТРЕТ»
Поставленный чешским хореографом Яном Кодетом в садах Чески-Крумлова, уличный атмосферный спектакль «Эгон Шиле, автопортрет» поражает и невероятной изобретательностью, и изяществом метафор, и деликатностью рассказа о непростой истории художника.
Ни одно место не вдохновляло Эгона Шиле больше, чем Чески-Крумлов, потрясающая архитектурная жемчужина и один из красивейших исторических городов Европы. Знакомый с родным городом матери по детским каникулам, Шиле на некоторое время приехал сюда после окончания Венской академии, сбежав от венской богемной жизни, чтобы именно здесь положить начало развитию своего особого стиля. Поставленный в исключительном вращающемся театре в барочных садах Чески-Крумлова, этот спектакль хореографа Яна Кодета для South Bohemian Theatre (Jihočeské divadlo) чтит жизнь и творчество великого художника. Хореография, декорации и дизайн костюмов черпают вдохновение из тем и цветов картин Шиле, создавая удивительный эффект. Фрагменты биографии Шиле проносятся перед зрителями, пока зрительный зал вращается вокруг действия: «Зрители сидят на движущейся карусели, перед которой появляются – и исчезают – различные фрагменты воспоминаний, как незаконченные строки, где настроение, которое сложно описать словами, пронизывает чувства. То, что связывает повествование, – это не история или хронология, а пронзительное признание чувств всей жизни.
18.10. Опера «ОПЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В САНКТ-МАРГАРЕТЕН: НАБУККО» (SUB)
«Набукко» Джузеппе Верди благодаря своему библейскому масштабу требует надлежащих пространства и фона. И постановка в Санкт-Маргаретен превосходно соответствует этим требованиям, являя собой монументальную эпопею в духе голливудских экранизаций. Причудливые скальные образования древней каменоломни идеально обрамляют театральные декорации.
Этот «Набукко» – пир для глаз. Иерусалимские и вавилонские дворцы и храмы, роскошные костюмы, свыше 400 человек актёрского состава, включая каскадеров, прыгающих с зубчатых стен замка, сражающихся или падающих в огонь с большой высоты и, наконец, огромная, дышащая пламенем осадная машина, сопровождающая победный вход Набукко в Иерусалим и штурм Храма.
Пышные процессии, битвы, сакральные чудеса – на огромной цене нашлось место всему. А великие эмоции – любовь, страсть, ревность и месть, демонстрация власти и стремление к свободе – всё это блестяще передано Джузеппе Верди, выражено в мелодически запоминающейся и ритмически волнующей манере и бережно перенесено постановщиками на уникальную сцену античной каменоломни Санкт-Маргаретен.
21.10. Балет «ВЕНСКАЯ ОПЕРА: ВРЕМЕНА ГОДА»
Балет «Времена года» на сцене Венской оперы поставлен на музыку и по мотивам великого произведения Йозефа Гайдна – монументальной светской оратории, посвящённой циклам в жизни природы и людей.
Гайдн проиллюстрировал своей музыкой поэму Джеймса Томсона, а Мартин Шлепфер проиллюстрировал танцем музыку Гайдна. Получилось красиво и элегантно. Местами задумчиво, местами остроумно, а местами драматично – и очень поучительно. Людям полезно иногда вспоминать, что они, при всех амбициях и достижениях, – часть природы и иногда безнадёжно зависимы от неё.
Размышляя о смене времен года и следуя контрастам музыки, Мартин Шлепфер изящно микширует классику и современный танец и объясняется в любви окружающему нас миру.
Йозеф Гайдн написал свою светскую ораторию «Времена года» на либретто барона Готфрид ван Свитена. В основе этого либретто – поэма британца Джеймса Томсона, который в свою очередь опирался во многом на поэму Джона Мильтона «Потерянный рай». Балет «Времена года» Мартина Шлепфера на сцене Венской оперы продолжает эту перекличку и вновь возвращает зрителя к размышлениям о том, что жизнь человека так или иначе связана с природой.
26.10. Документальный фильм «ТЕНИ ГОЙИ»
Сценарист Жан-Клод Каррьер отправляется в своё последнее путешествие. Его путь лежит в Испанию, предмет его исследования — художник Франсиско Гойя, которым он всегда восхищался и которому посвятил свой совместный с Милошем Форманом фильм «Призраки Гойи».
Съёмки Испании, картины и гравюры Гойи перемежаются личными воспоминаниями о сюрреалисте Луисе Бунюэле, с которым Каррьер много работал, и размышлениями о вечных темах искусства. Глухота Гойи, война, эмиграция, безумие этого мира, в котором легко теряется «маленький человек», — всё это предстаёт в творчестве художника в зримых образах и делает его нашим современником. Как сказал французский писатель Андре Мальро, Гойя — последний из классиков и первый из модернистов.
Режиссёр фильма Хосе Луис Лопес-Линарес и сценарист Жан-Клод Каррьер, на счету которого фильмы «Дневная красавица», «Этот смутный объект желания», «Вальмон» и «Ван Гог. На пороге вечности», посещают значимые для Гойи места и погружаются в его творчество, чтобы пригласить и нас заглянуть в мир гения.
28.10. Опера «ДЗЕФФИРЕЛЛИ: ТРАВИАТА» (SUB)
Дзеффирелли не пожалел средств на роскошные исторические декорации, чтобы чувственно и элегантно воссоздать историю счастья и падения Виолетты Валери.
Непревзойденное музыкальное качество постановки гарантируют ведущие музыканты мира: оркестр Метрополитен-оперы, дирижёр Джеймс Ливайн, певцы Тереза Стратас и Пласидо Доминго. В роли Виолетты Тереза Стратас находит удивительно точный баланс между эмоциональным величием и физической слабостью. Со всей страстью воплощает Альфреда Жермона и Пласидо Доминго со своим трогательно-лирическим тембром и магнетическим актёрским мастерством.
В постановке заняты и звёзды Большого театра – Екатерина Максимова и Владимир Васильев в роли испанских танцоров на балу.
Билеты можно приобрести онлайн и в кассе кинотеатра «Центральный».