Проект TheatreHD: декабрь
19.11.2024
В декабре в кинотеатре «Центральный» всех любителей искусства в рамках проекта TheatreHD ожидает яркая и насыщенная программа, которую нельзя пропустить:
01.12. Балет «ЭДВАРД КЛЮГ: КАРМИНА БУРАНА» (SUB)
В основе «Кармины Бураны», эпической кантаты Карла Орфа, написанной в начале XX столетия по манускриптам XIII века, – средневековые размышления о человеческой судьбе и её переменчивости. Крутится колесо фортуны, и удача сменяется бедой, а горе – радостью. Жизнь – это, конечно, боль, но есть в ней и надежда, весна и любовь. Пусть музыка и кажется абсолютно самодостаточной в своём мощном, завораживающем звучании, но от визуализации и пластического решения лишь выигрывает, обретая более ясные черты. Тем более что Орф следовал вагнеровской концепции об «абсолютном произведении искусства», где должны быть объединены не только музыка и речь, но и движение. И хореограф Эдвард Клюг добавил это движение, создав на основе кантаты танец, созвучный и музыке, и речи, и смыслам. Лаконичный, мрачный, с чёткой геометрией тел – и всё же живой и дышащий.
07.12. Опера «ТЕАТР АН ДЕР ВИН: ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ В ЕГИПТЕ» (SUB)
Английский режиссёр старшего поколения Кит Уорнер ставит подчёркнуто постмодернистский спектакль. В нём и показ пышного фильма про Древний Рим, и обыгрывание театра ХХ века с его сценой и зрительным залом, и язвительные хохмы, и заявка на большой пафос. В общем, забавная и по-цирковому выстроенная неразбериха. Действие как бы порхает между почти выдуманным прошлым и ужасным сегодняшним днём. Главными персонажами становятся Юлий Цезарь – Беджун Мета в блестящей вокальной форме и Птолемей, которого прикольно играет лучший Птолемей нашего времени – Кристоф Дюмо. И он тоже умрёт, этот прохвост, бандит с большой дороги, убивший Помпея и отрубивший ему голову, или от руки мстителя, или ещё как-нибудь, неважно (нам покажут оба варианта), и ему тоже отрубят голову.
10.12. Концерт «КУРЕНТЗИС И САША ВАЛЬЦ: БЕТХОВЕН СИМФОНИЯ № 7» (SUB)
В древнем дельфийском амфитеатре, на фоне руин храма Аполлона оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполняет Седьмую симфонию Людвига ван Бетховена. Хореографическая труппа Саши Вальц создаёт пластический комментарий к этой музыке и этому пространству.
Бетховен завершил Седьмую симфонию в 1812 году. Ромен Роллан писал о ней: «Симфония ля мажор — само чистосердечие, вольность, мощь. Это безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил — расточительство веселья ради».РихардВагнер высоко оценивал эту симфонию и назвал её «апофеозом танца». Сочетание симфонии с танцем, несомненно, было бы вполне в духе великого мастера Gesamtkunstwerk — «единения искусств».
15.12. Документальный фильм «МАРСЕЛЬ ДЮШАН. ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО»
Марсель Дюшан придумывает направление реди-мейд в искусстве и скандализирует публику уже в 1910-х годах, представляя на выставках велосипедное колесо и писсуар с автографом. После переезда художника в Америку его модернистские идеи распространяются по миру.
Фильм рассказывает о жизни, философии и воздействии на общество Марселя Дюшана – одного из самых влиятельных модернистов начала XX века, дадаиста и сюрреалиста, создателя скандально известного «Фонтана» – писсуара с автографом художника. На фоне исторических событий Дюшан раскрывается перед нами как человек, который вместе с Пабло Пикассо и Анри Матиссом реформировал европейское искусство.
17.12. Фильм-балет «ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА»
Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку.
Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.
«Эффект Пигмалиона» – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф.
21.12. Опера «БАВАРСКАЯ ОПЕРА: ПИКОВАЯ ДАМА» (SUB)
Сцена тускло освещена, окутана дымом и аскетично обставлена: в этом нашумевшем баварском спектакле ничего лишнего. Знаменитый постановками Шекспира австралийский режиссёр Бенедикт Эндрюс проникает в самые тёмные глубины человеческой души. Мы не увидим здесь жеманных дам и галантных кавалеров: это история о навязчивых идеях, лабильной психике и умелых манипуляциях. История падения на дно в нуарном антураже 1990-х. Отважная Асмик Григорян проводит по этому страшному, но захватывающему пути. Сильнейший актёрский состав, смелый взгляд на известную классику и неизменно гениальная музыка Чайковского – в динамичной и дерзкой интерпретации «Пиковой дамы».
24.12. Спектакль «GLOBE: ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ» (SUB)
Когда любимый актер Спилберга Марк Райлэнс играет немолодую аристократку, а большой умница Стивен Фрай изображает влюбленного в нее дворецкого, жди сенсации. Так и случилось в этом легендарном спектакле, ставшем одним из главных хитов театра «Глобус».
«Двенадцатая ночь» – особенно обожаемая публикой комедия Шекспира; у каждого поколения есть своя любимая постановка. У послевоенного британского зрителя был спектакль Гилгуда, где Лоуренс Оливье играл Мальволио, а Вивьен Ли – Виолу и Себастьяна. Советские люди помирали со смеху от табаковского Мальволио в спектакле «Современника», режиссером которого был англичанин Питер Джеймс. Поколение 90-х прекрасно помнит перенесенную в XIX век киноверсию Тревора Нанна.
29.12. Балет «НУРЕЕВ: ЩЕЛКУНЧИК» (SUB)
Юная Клара взрослеет. Родные, друзья – все теперь кажутся не такими, как прежде. А помыслы заняты поиском «идеального возлюбленного». Способного ради нее на подвиг, галантного, внимательного и милого. И, конечно, немного волшебника. Во сне Клара проживает невероятные приключения, связанные с одолевающими ее тревогами, изменениями и мечтами. Но кого же напоминает ее воображаемый возлюбленный?
Билеты можно приобрести онлайн и в кассе кинотеатра «Центральный».